Коррекционная работа

В ДОУ созданы оптимальные педагогические  условия, способствующие преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществлению своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, а так же предупреждению возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения

1.     Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.     Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.     Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.

4.     Формирование грамматического строя речи.

5.     Развитие связной речи старших дошкольников.

6.     Развитие коммуникативности, успешности в общении.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом.

Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

В ДОУ действуют 5 логопедических групп для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

 

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность коррекционно – воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и педагогов.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры речевого дефекта детей.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН № 2.4.1.3049-13.

 

Формы и средства организации образовательной деятельности

Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) логопедические компоненты непосредственно образовательной деятельности,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  •  индивидуальные, подгрупповые занятия по заданию учителя-логопеда с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

 

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи

Памятка для родителей

Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда

Как подготовить ребенка к школе 

Фонематический слух

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Речевые игры для детей 5-6 лет 

В детский сад без слез

Игры для развития памяти

Как научить ребенка владеть собой